jeudi 17 décembre 2009

Основы элементарного музицирования

Во многих языках слово "игра" имеет два смысла: игра на музыкальном инструменте и игра во что-либо. Спонтанные музыкальные проявления, характерные для детской культуры, значительно более соответствуют понятию "игра", чем традиционное "взрослое" представление о музыке.

Такие проявления часто не замечаются взрослыми, но именно они помогают детям беспрепятственно входить в мир. Большинству кажется естественным, что ребенок точь-в-точь повторяет не только слово, произнесенное взрослым, но и интонацию, с которой оно было преподано ребенку. Достаточно прислушаться к детской игре, чтобы восхититься теми интонациями, которые передают дети от имени персонажей. При этом чем разнообразнее интонирование речи родителей, тем оно выраженнее и у ребенка.

Различие между музыкальной культурой детей и взрослых сопоставимо с различием между письменной и устной культурой. Письменный язык структурирует наше мышление, требует логики. Написанное предложение подчиняется законам грамматики и не допускает их нарушения. В устном предложении часть слов может быть опущена, его можно понять, даже если не все слова стоят в нужных падежах. Устное предложение рождается в ситуации, общей для собеседников, и им незачем говорить друг другу то, что и так ясно каждому. Но в устной речи есть то, чего никогда не может быть представлено в письменной ? музыкальность фразы, ритм.

Детская музыкальная культура близка не музыкальной культуре взрослых, а устной традиционной, например культуре африканских аборигенов, у которых музыка органично включена в повседневную жизнь. Ребенок не вычленят музыку как отдельный феномен бытия. Он не поет специально для кого-то (исключая ситуации, где его заставляют делать это взрослые) или по особому случаю, часто он даже не знает, что поет. Его песня возникает как порыв чувств, когда он карабкается по дереву, перепрыгивает лужи после дождя, рисует что-то на листе бумаги или асфальте. Она зарождается как общий фон спонтанного движения и умирает на занятиях, где следует молча внимать взрослому.

Необходимо напомнить, что интеллект ребенка до школы находится сенсомоторным, то есть его развитие зависит столько же от восприятия, сколько от движений, которые учителя часто оценивают как препятствие к освоению ребенком тех истин, которые они настойчиво стремятся ему преподать. Но если бы вместо скучной нотации взрослый пропел и станцевал с малышом эти истины, они бы усвоились последним более надежно.

Детское исполнительство не представляет ценности для окружающих, оно спонтанно возникает в ребенке и необходимо ему не столько для дальнейшего музыкального развития, сколько для личного роста. К нему вряд ли можно применить требование художественности, в нем есть, скорее, элементарная выразительность. Через музыку дети, как и взрослые, передают свои чувства, мысли, переживания.

Обучение игре на любых музыкальных инструментах способствует развитию у ребенка музыкальному слуха. Отсюда ? важное значение имеют не индивидуальные занятия, а участие в оркестре, где каждый ребенок ощущает себя значимой частицей общего музыкального события и учится вслушиваться в многоголосное звучание, чтобы вовремя вступить со своей партией. Особенно тренирует слух ребенка игра как на инструментах не имеющих звукоряда, но позволяющих усваивать чувство ритма и расширяющих тембровое представления, так и на мелодических инструментах, влияющие на основные музыкальные способности.

Под элементарной имеется в виду музыкальную деятельность, в основе которой лежат исходные формы рождения музыки. Те синкретические структуры, которые выражают глубинную взаимосвязь музыкальных традиций с разными видами искусств. Элементарное музицирование — это работа со словом, музыкальными инструментами, это использование ритма, мелодий, гармонии в их простейших формах. Параллельная и одновременная деятельность по освоению этих элементарных средств на разном материале и является естественной средой рождения и развития музыки. В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки.

Рождение музыки происходит в движении от деятельности простой, воспроизводящей, к деятельности творческой, преобразующей, универсальной. Парадоксальным образом проблемы воспитания средствами музыки смыкаются с проблемами развития воображения у ребёнка. Ребёнок с неразвитым воображением не удерживает целостность совместного музыкального действа и выпадает из него. Его работа начинает носить бессмысленный, бестолковый характер. В этой ситуации ребёнок чувствует постоянный дискомфорт.

Сейчас всё больше становится ясным, что личность не может целостно формироваться на индивидуальных занятиях (как это можно наблюдать в музыкальных школах), ей нужно общение со своими сверстниками, с ребятами постарше и помоложе и со взрослыми. Ребёнок прежде всего осваивает способы коллективного музицирования, когда знания одного мгновенно становятся достижением всех, и когда действие каждого ребёнка находится в композиционной связи с действиями других детей. Это обеспечивает им взаимообмен средствами музыкального общения, требует от каждого постоянного контроля за собственными действиями и действиями всех участников ансамбля.

Человек, способный участвовать в коллективном музицировании, получает большое наслаждение, но удержаться в ансамбле, выдержать существующее при этом напряжение – трудно. Коллективное музицирование требует от ученика воли, собранности, внимания, умения оценивать свои действия и действия других, соотносить свои действия с другими. И благодаря этим коллективным действиям достигать цели, всегда успешно справляться с заданной работой. В совместном музицировании всегда сохраняется возможность импровизации и перестройки строф таким образом, чтобы музыкальное действо обрело ту форму, которая соответствует ситуации, требующей её исполнения.

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.

Слово “Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

Орф почитаем во всем мире как композитор, предложивший практическую и осуществимую модель музицирования с детьми. Вся “теория” его концепции зафиксирована в нотах — небольших и полных очарования партитурах для пения, игры и танца с аккомпанементом орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка доступна в исполнении даже маленьким детям.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.

Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название креативной. Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Обучение через творчество — не элитарный изыск, а всеобщая образовательная необходимость, в нем заложены возможности, о которых мы сейчас можем только догадываться.

Цель музыкального воспитания перестает быть локальной и заниженно-утилитарной. Она естественно соединяется с главной целью образования;— помощью человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой. Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”) и включает в себя следующие элементы:

• Речевые упражнения.
• Поэтическое музицирование.
• Музыкально-двигательные упражнения.
• Игры с инструментами К. Орфа.
• Элементарный музыкальный театр.

Речевые упражнения. Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

Поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.

Музыкально-двигательные упражнения. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Игры с инструментами К. Орфа.

Изображение

При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное – наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

Элементарный музыкальный театр как интегративная игровая форма предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Особые приёмы организации театрализованной деятельности – игротренинги – помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного свободного времяпрепровождения в кругу друзей.

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire