jeudi 17 décembre 2009

Ритм – временная структура любых воспринимаемых процессов.

В музыке, как и в поэзии, роль ритма особенно велика. Ритм основан на соизмеримости, рациональности, равномерности и устойчивой повторности.

Истоки зарождения и развития ритма в музыке и поэзии – в глубокой древности. Ритмичность присуща самой природе, где все процессы и явления имеют определенную цикличность. В общем, любой процесс движения и развития связан с ритмом: ритмичны тысячелетние колебания галактик и мгновенные повторы в жизни микроорганизмов, ритмична смена времен года, ритмична работа человеческого организма (учеными обнаружены сложные нейрофизиологические ритмы в работе мозга). Но есть ритмы, созданные человеком. К примеру, поэтический или музыкальный ритм. На заре человеческой цивилизации древние люди использовали ритм и звук как систему сигналов, к примеру, предупреждающий сородичей об опасности. В дальнейшем, в период формирования человеческой речи происходило развитие звуковысотных и ритмических соотношений: к примеру, выражения различных эмоций (радости, печали, страха и т.п.) сопровождалась разновысотными звуками в речи, периодично повторяющимися. Так, от природной ритмичности постепенно в процессе эволюции человека зарождался ритм, созданный самим человеком. В процессе зарождения и развития устного народного творчества музыки и слово были неотъемлемыми составляющими. Итак, становление музыки и поэзии происходило параллельно, в процессе эволюции они формировались и развивались вместе. Более поздние периоды развития цивилизации происходило разделение этих двух составляющих – музыки и поэзии, однако общности их начала породила общие закономерности в развитии, привело к формированию тождественно равных понятий. Изучая обе области знания – поэзию и музыку, можно сделать вывод о том, что существует общность в использовании терминологии.
Все процессы в природе и в организме человека происходят в определенном ритме. Б.Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Умение охватывать многообразие соотношений длительностей на фоне остро воспринимаемых пульсаций доли – этот навык и составляет главное направление работы над ритмом на уроках сольфеджио. Важно и воспитание чувства темпа, тесно связанного с равномерностью метрической пульсации. Традиционно первоначальное освоение ритма предлагалось осуществлять зрительно или, точнее, умозрительно – через деление на части: целая – две половинные – четыре четверти и т. д.

Современная методика предлагает гораздо более продуктивный способ, с учетом психологии младшего школьного возраста. Этот путь – освоение метроритма через движение ходьбу, простукивание, дирижирование.

Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово: зяблик, кошечка и т.д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» – рук и ног. Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» – хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Из ритмизованных текстов Орф предлагает составлять ритмические рондо, а также исполнять их в виде канонов. Для развития чувства ритма Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится учениками. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ученик заканчивает фразу учителя или прохлопывает вариацию на нее. Исходным материалом «эха» может служить и импровизация ученика.

Для освоения ритма, развития ощущения жанра и творческих навыков используется остинато – короткая ритмическая фигура, обрабатываемая на уроке. Из нескольких остинато составляется ритмическое сопровождение к песне или пьесе. Каждое остинато темброво дифференцируется либо «звучащими жестами», либо ударными инструментами орфовского детского оркестра – барабанами, тарелочками, маленькими литаврами, треугольниками, бубнами, колокольчиками. Орф сформулировал правила остинато: остинато должно накладываться по принципу контраста: сложный ритм остинато на простой ритмический рисунок примера и, наоборот, к каждой части примера должно подбираться свое остинато, что способствует развитию чувства формы; ритм вступления и заключения должен быть контрастен ритму остинато должно начинаться и заканчиваться на сильной доле.

Музыкально-ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, ощущение его музыки человеком – это основа музыкальности!!!

Самое простое – дать возможность начинающему ученику любого возраста (от двух лет и старше) осознать регулярность шагов и ощутить связь этой регулярности с музыкой. Большинство детей, начиная с двух-трех лет, могут ритмично двигаться под музыку. Но есть дети, у которых это сразу не получается, они идут равномерно, но не под музыку, а вразрез с ней. То есть не под нашу музыку, а под свою, внутреннюю. Ничего страшного. Только не подумайте, что у такого ребенка отсутствует чувство ритма.

С теми, кто не в ногу, данное действие нужно провести отдельно. Это – Закон. Ребенок должен двигаться свободно, в своем собственном ритме, задача учителя (воспитателя, родителя – нужное вставить) – сопровождать движение ребенка музыкой (если не владеете игрой на музыкальном инструменте играйте на бубне или просто хлопайте в ладоши), чтобы в конечном итоге все равно получилось под музыку. Без установления этой координации все остальные действия по музыкальному ритмическому воспитанию бессмысленны, направлены в никуда.

А тем, кто хочет самостоятельно обучится, предлагаю во время вашей обычной ходьбы идти "под музыку", которая хранится в вашей памяти.

Если все выполнили правильно и идете под музыку либо играете синхронно с шагами ребенка, считайте, что сделали первый шаг на пути к обучению. Появилась основа ритмического воспитания – "чувство временной упорядоченности". Его наличие легко проверить несколькими способами.

Попробуйте, например, каждый шаг озвучивать хлопком в ладоши. Можно озвучивать и двумя хлопками. Комбинаций – море. Если все это делать "под музыку", всем будет весело и радостно. Музыка – искусство эмоционально-двигательное. Эмоции – только положительные, реальное движение налицо, причем осуществляемое на двух уровнях, в двух временах: "здесь и теперь" – в настоящем времени; б) на пути к продолжению музыкального образования – в будущее, которое мы начинаем творить прямо сейчас.
Можно, например, шагать и читать стихи, определяя, сколько слогов падает на один шаг. Попробуйте: а) "Наша Таня громко плачет"; б) "Как ныне сбирается вещий Олег…". Видимо из движения, связанного с ходьбой, возникли стихотворные размеры. Но не любые стихи ложатся на ходьбу. Некоторые отчаянно сопротивляются: "высоко в небе сияло солнце…". Значит, надо привлекать только те, что подчиняются.

Пожалуйста, ничего не считая, проговорите на ходу стишок. Но так чтобы было ритмично, то есть образовывалась соразмерность с шагом:
Мишка косолапый….

Можете попробовать несколько раз, пока не получится. А когда появится "чувство временной упорядоченности", определите, на какие шаги попадает не по одному, а по два слога.

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire