jeudi 17 décembre 2009

ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА



Теперь посмотрим на возраст «от 2 до 5» в целом и представим задачи, которые могут быть поставлены в этот период перед малышом, учитывая его возрастные преимущества и особенности.

В этот период идет активное формирование речи – родного языка, а также характерно легкое усвоение второго и третьего языков, если предоставляется возможность их изучения.

Музыку в нашем случае нужно рассматривать именно как еще один язык. Активное владение языком предполагает понимание речи на слух, разговор, передачу эмоций с помощью слов, на более поздних этапах – чтение и письмо. Чтобы качественно овладеть языком необходима языковая среда и активное освоение паттернов – слов и выражений с их проговариванием, а в нашем случае – пропеванием. То есть, первична не игра на инструменте, а именно голосовое воспроизведение музыки, проще говоря, пение. Оно показывает, насколько хорошо усвоены подсознанием интонационные и ритмические музыкальные «слова», и его-то и необходимо развивать в первую очередь.

Результатом активного изучения паттернов (наращивания запаса «слов») станет способность импровизировать голосом, которая перейдет в инструментальные импровизации при освоении музыкальных инструментов. Причем в случае первичности голосового импровизирования ребенок сможет импровизировать на любом музыкальном инструменте при некоторой технической подготовке в будущем.

Кроме умения импровизировать при таком подходе изучения музыки ребенок получит преимущества и при изучении классической музыки. В первую очередь это касается более активной и стабильной ритмики, чистого интонирования (особенный плюс при игре на струнных и духовых инструментах), запоминания и осмысления классических произведений, в первую очередь с точки зрения гармонии, а также при написании музыкальных диктантов и подбора аккомпанемента за счет развития гармонического слуха.

Результатом активного изучения паттернов (наращивания запаса «слов») станет способность импровизировать голосом, которая перейдет в инструментальные импровизации при освоении музыкальных инструментов. Причем в случае первичности голосового импровизирования ребенок сможет импровизировать на любом музыкальном инструменте при некоторой технической подготовке в будущем.

Кроме умения импровизировать при таком подходе изучения музыки ребенок получит преимущества и при изучении классической музыки. В первую очередь это касается более активной и стабильной ритмики, чистого интонирования (особенный плюс при игре на струнных и духовых инструментах), запоминания и осмысления классических произведений, в первую очередь с точки зрения гармонии, а также при написании музыкальных диктантов и подбора аккомпанемента за счет развития гармонического слуха.

Считается, что у маленького ребенка ограничены возможности голоса небольшим диапазоном, поэтому он не сможет петь «взрослые» песни. Отчасти это правильно, но сложность музыки не ограничивается лишь диапазоном звучания. Совершенно реально сочинить для малышей разнообразные гармонически и ритмически детские песни, однако, к сожалению, современные профессиональные композиторы очень редко обращаются к жанру песни для самых маленьких.

Таким образом, с детства создается разрыв между «языковой средой» (прослушиванием музыки) и «изучением слов» - пением интонационных и ритмических паттернов.

Именно из-за этого природная способность импровизировать встречается относительно редко даже у людей, обучающихся музыке, а с годами часто исчезает. Сложность программ возрастает, обучение музыке сводится к заучиванию длинных текстов, которыми невозможно оперировать, как словами. У детей при осознании сложных музыкальных текстов часто встречаются проблемы, которые бы не возникли, если бы ребенок свободно владел языком импровизации (то есть неким «набором музыкальных слов»).

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire