mercredi 16 décembre 2009

Музыка...................

Изображение

Что такое музыка? Умеете ли Вы слушать музыку? Надо ли этому учиться? Давайте вместе попробуем в этом разобраться!

Музыку слушают многие, а слышат немногие… Слышать так, чтобы ценить искусство, это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд, умозрение. Прежде чем начать творить во "взрослой" музыке, ребенок должен научиться ее воспринимать.

Музыка искусство звука, развертывающееся во времени. Музыкальное восприятие основывается на анализе особым образом организованных звуков. Эта организация происходит по разным основаниям. Организация звуков по высоте называется музыкальным строем и формирует мелодию, по времени ритмом, по громкости динамикой, по качеству звучания, благодаря которому звуки одной и той же высоты и интенсивности можно отличить друг от друга, тембром. Соотношение сильных и слабых долей составляет метр. Организация звуков на основе их устойчивости или неустойчивости в мелодии называется ладом. Структура ладов и аккордов составляет основу константности (постоянства) музыкального восприятия.

Доказано, что различение звуков по высоте лучше дается взрослым, чем детям, а обученным людям лучше, чем не обученным. Это означает, что в механизмах звуковысотного слуха важную роль играет активность самого слушателя, его ориентированность на восприятие различий звуков именно по высоте, а не по какому-то иному принципу.

Точно такой же процесс присутствует и в речи: человек должен активно вслушиваться и анализировать ее, чтобы понять. Когда мы невнимательны к речевому потоку вокруг, мы не придаем ему смысла, он журчит, как некая мелодия. Отличие заключается только в том, что речь в большинстве европейских культур не ориентирована на различение высоты звуков. Но есть такие народы, например тхай (в Юго-Восточной Азии), у которого одинаково произносимые слова на разной высоте звучания имеют разный смысл. Следовательно, дети при обучении речи должны учитывать не только характер фонем, составляющих слово, но и высоты звука, на которой оно произносится. Оказалось, что все представители этой народности имеют тонкий музыкальный слух, поскольку могут различать тона. В европейской традиции, где нет таких требований к речи, наличие музыкального слуха связывают со способностью различать ступени только в полтона. Однако необходимость выслушивания в речь кажется естественной для всех людей, тогда как необходимость мыслить при восприятии музыки для многих является откровением.

Изменение состава звуков по высоте составляет основу речи, которая в значительной степени формирует слуховой аппарат человека. С этой точки зрения любой человек, умеющий говорить, может воспринимать музыку. Неумение ее слышать это не недостаток ребенка, а недостаток его воспитания. Например, известно, что большинство проблем, возникающих в произношении звуков дошкольниками и требующих вмешательства логопеда, можно объяснить тем, что родителя мало говорят с детьми и мало им поют.

Младенцы, дошкольники и взрослые слышат незнакомые мелодии практически одинаково, однако восприятие знакомой музыки существенно различается, поскольку взрослые восстанавливают из тех же звуков более сложные структуры, чем дети. Восприятие музыки развивается у человека подобно тому, как развивается его речь. Для него, как и для многих других психологических процессов, существует сенситивный период, которым считается дошкольное детство. Именно поэтому особенно сильно влияние раннего пребывания в музыкальной среде на последующую жизнь человека. Есть мнение, что та звуковая информация, которую ребенок впитает в себя в это время, станет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании.

Музыкальное произведение – это целый театр живых образов. Композитор не просто соединяет несколько мелодий – он развивает их, преображает, порой "сталкивает" между собой, заставляет взаимодействовать, как актеров пьесы. Чтобы и получить удовольствие от услышанного, человек должен услышать и понять все хитросплетения музыкального сюжета. Без хорошего слуха, памяти и знания музыкального языка вы не сможете воспринимать интересную, сложную музыку – как не может ребенок слушать длинную лекцию с кучей непонятных слов.

Поэтому слышать музыку значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроения. Необходимо различать восприятие музыки и музыкальное восприятие в зависимости от того, состоялось ли такое восприятие. Музыкальное восприятие в этом случае составляющее восприятие, то есть такое, при котором ребенок воспринимает звуки как музыкальные и умеет их определенным образом структурировать.

Музыкальное восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. При восприятии музыки человек просто пребывает рядом с музыкой. При этом возможно и немузыкальное восприятие, когда музыка слышится как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха, но структура и суть оставляют слушателя равнодушным.

Музыкальное восприятие не дается ребенку от рождения, не является следствием возрастных перемен, а требует целенаправленной работы и ребенка, и его окружения.

1 commentaire:

  1. Домашнее задание: посмотреть фильм М.Казиника "Эффект Моцарта" и послушать выложенные музыкальные фрагменты (сегодня слушаем только Моцарта).
    Постараться не просто послушать фрагменты, а пропустить музыку через себя.

    Если времени не хватает, то оставьте это на потом. Музыка не любит суеты. Главное чтобы Вы переосмыслили свое отношение к процессу слушания музыки.

    Вы можете двигаться по семинару в своем темпе, который удобен именно для Вас.

    Для получения доступа к дидактическим материалам семинара необходимо:

    1. Войти в сервис e-Disk по адресу http://edisk.ukr.net со следующими реквизитами:

    Логин: creative_mama
    Пароль: 111111

    RépondreSupprimer