jeudi 17 décembre 2009

Также важно помнить, что внимание детей в возрасте до 3-х лет к звучащей музыке устойчиво только в течение полутора-двух минут. Что кроме слушания музыкальные занятия малышей должны включать различные виды движений под музыку, музицирование вместе с мамами, музыкальные игры. Максимальная продолжительность занятия в возрасте до трех лет – 35 минут. Желание слушать музыку формируется у малышей не на бесконечном увеличении количества музыкальных произведений, а на умелом использовании репертуара, его варьировании, смене акцентов. И конечно, надо очень обдуманно включать в раздел слушания то или иное произведение.

Подчеркну еще раз, что восприятие музыки характеризуется прежде всего эмоциональной отзывчивостью на нее. Вначале эмоциональный отклик на музыку представляет собой не столько переживание ее содержания, сколько внешнее проявления ребенка, связанные с музыкой. Малышу нравится благозвучие, он заметно оживляется, радуется.

При регулярно организованном восприятии-слушании музыки уже на первом году жизни ребенка можно отметить некоторую динамику в его эмоциональном состоянии. Он по-разному реагирует на музыку контрастного характера, например: танцевальную, колыбельную. При использовании музыки разного характера музыкальные впечатления постепенно становятся более разнообразными.

В ходе музыкальных занятий дети могут воспринимать много разной музыки. Это может быть музыка песенок и игр, а также та музыка, которая сопровождает музыкальные движения: пляски, упражнения, маршировки, игровую гимнастику. Не забудем упомянуть также музыкальные сказки и инструментальную музыку, пение взрослых для детей – когда малыши только смотрят и слушают.

Таким образом, мы можем выделить несколько видов слушания-восприятия музыки в занятиях с детьми раннего возраста:
• пение взрослых для малышей;
• инструментальный ансамбль
• сказка, иллюстрируемая музыкой;
• музыкально-двигательный показ;
• слушание музыки в игровой форме.

Следующий этап музыкального развития приходится на более активный период (1-2 года) – когда малыш начинает повторять за взрослыми движения и слова. Огромную роль играют родители и их музыкальная подготовка.

Если ребенок слышит и видит, что мама поет песенки, то он тоже попытается это сделать. Если мама поет к тому же чисто, то ребенок подсознательно будет это воспринимать, как норму и постарается петь вместе.

Тут нужно иметь в виду то, что детский голос высок от природы. Часто родители с хорошим слухом жалуются на то, что дети поют якобы фальшиво. На самом деле ситуация такова – дети и родители поют в разных, удобных каждому, диапазонах, точнее – в разных тональностях. Поэтому, если вы хотите, чтобы детский голос совпадал с вашим – пойте как можно выше, чтобы ребенку было удобно подтягивать мелодию.

Еще один момент в начале первого этапа пения – для самых маленьких хороши небольшие по диапазону песенки-попевки, состоящие из нескольких близко расположенных звуков. Не требуйте, чтобы ваша кроха пела чисто нечто вроде «Пусть бегут неуклюжи» – несмотря на всеобщую любовь к Чебурашке, эта песня сложна для начала пения. Многие дети легко выучивают слова, но мелодия – главный показатель пения – находится в состоянии проговаривания.

В качестве домашних игр-упражнений хороши речитативы-импровизации с игрушками. Дети любят, когда игрушки «общаются» между собой, так почему бы это не сделать на какой-нибудь коротенький мотив из 3-4 звуков?

Если в доме есть клавишный инструмент (фортепиано, синтезатор), то те же речитативы можно проигрывать на клавишах в разных регистрах. Перед каждой коротенькой попевкой взрослый должен четко представить ее ритм и направление движения, чтобы можно было при необходимости повторить ее еще раз. Надолго запоминать или записывать такие речитативы нет смысла, потому что намного интереснее каждый раз придумать что-нибудь новое на новую тему.
На этом этапе для домашних музыкальных занятий не должно быть выделено специальное время. Даже с самыми бойкими и неусидчивыми детишками между делом всегда можно найти 1-2 минуты, чтобы ненавязчиво спеть что-нибудь – это даст больше, чем усаживание для занятий. Таких «музыкальных минуток» в день может быть несколько, а результаты не заставят себя ждать, ведь усвоение любой информации в этом возрасте чрезвычайно быстро и не является для ребенка работой.

Конечно, если у малыша плохое настроение или он голоден, не стоит заставлять его петь – даже если родитель сделает это сам, то информация отложится в любом случае.

Ну хорошо, скажут некоторые родители, а что же делать, если мои собственные музыкальные способности находятся в зачаточном состоянии или вообще их наличие под большим вопросом? Ответ: начинайте немедленно их развивать, это реально! Некоторое время у вас еще есть, а за несколько месяцев можно добиться хороших результатов. Оперными певцами вам не нужно становиться, а интонирование поддается коррекции в любом возрасте. Тем более, что с ребенком поначалу вам придется петь совсем легкие песенки. Возможно, вам понадобится помощь педагога, развивающего слух, который подскажет наиболее короткие пути в этом направлении.

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire